Документ утвержден решением Священного Синода от 9 марта 2017 года (журнал № 17).
В целях развития миссии тюремного служения в пенитенциарных учреждениях Российской Федерации Священный Синод Русской Православной Церкви, изучив опыт формирования института «Помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими» (далее по тексту ― Помощников), утверждает следующие основные положения, регулирующие статус и деятельность священнослужителей, состоящих в должности Помощников:
- Кандидатуры на должности Помощников определяются епархиальными архиереями из числа священнослужителей, имеющих опыт тюремного служения, а назначение на должность осуществляется руководителями территориальных органов ФСИН России после согласования кандидата с ФСИН России.
Выдвижение епархиальными архиереями кандидатур мирян на должности Помощников недопустимо. Согласование епархиальным архиереем кандидатур мирян на должности Помощников возможно только в порядке исключения и по благословению Патриарха Московского и всея Руси.
Настоящее Положение применимо к Помощникам, назначенным руководителями территориальных органов ФСИН России из числа священнослужителей, кандидатуры которых были представлены епархиальным архиереем.
- Назначенные на должность Помощника священнослужители являются клириками соответствующей епархии, за ними сохраняются должности настоятеля или штатного священнослужителя в приходе, на подворье или ином каноническом подразделении епархии с сохранением также полного жалования.
В тех случаях, когда при назначении на должность Помощника, священнослужители переводятся в клир епархии, возглавляемой главой митрополии, таковые священнослужители должны определяться на должности настоятеля или штатного священнослужителя в одном из приходов, подворий или иных канонических подразделений этой епархии с назначением полного жалования.
- Священнослужители, назначенные на должность Помощника, осуществляют свою деятельность в территориальных органах ФСИН России на должности, относящейся к категории гражданских служащих, на основе трудового договора и, в рамках должностных обязанностей, обусловленных трудовым договором, подчиняются начальнику территориального органа ФСИН России или иному лицу в соответствии с установленной подчиненностью.
В своей богослужебной и пастырской деятельности они состоят в подчинении епархиального архиерея с ответствующей епархии.
В митрополиях священнослужители, выдвигаемые на должность Помощников, должны либо относиться к клиру епархии, возглавляемой главой митрополии, либо при назначении на должность переводиться в клир этой епархии. Исключения могут быть сделаны по письменному согласованию, зафиксированному в протоколах архиерейского совета митрополии, главы митрополии и епархиального архиерея данного клирика при условии, что в вопросах взаимодействии с ФСИН Помощник будет находится в подчинении главы митрополии.
- В митрополиях Помощники координируют деятельность священнослужителей всех епархий митрополий в вопросах административного взаимодействия с территориальными органами ФСИН.
В своей пастырской и богослужебной деятельности упомянутые священнослужители находятся в каноническом подчинении своих епархиальных архиереев, при координации этой деятельности в исправительных учреждениях через архиерейские советы митрополий. Помощники осуществляют наблюдение за таковой деятельностью с правом доклада епархиальным архиереям и архиерейским советам митрополий.
- Епархиям, выдвигающим кандидатуры на должности Помощников, следует иметь в виду, что священнослужители, осуществляющие служение в канонических подразделениях епархии, не являются работниками в смысле Трудового кодекса Российской Федерации, трудовой договор с ними не заключается. На священнослужителей не распространяется законодательство о труде, в том числе положения о совместительстве, а также положения об ограничении совместительства для руководителей организаций.
Священнослужители, назначенные на должности Помощников, могут быть освобождены от должностей в епархии, почислены за штат или переведены на служение в канонических подразделениях «по совместительству» только по причинам, связанным с внутренними установлениями Русской Православной Церкви. Назначение на должность Помощника само по себе не является причиной для принятия подобных решений.
В случае необходимости, епархиям следует разъяснять начальникам территориальных органов ФСИН России особенности оформления служения священнослужителей в канонических подразделениях епархий.
- Епархиальные архиереи определяют для священнослужителей, назначенных на должности Помощников, богослужебную и иную нагрузку в канонических подразделениях епархии с учетом обеспечения исполнения ими обязанностей в территориальных органах ФСИН России и в соответствии с внутренними установлениями Русской Православной Церкви.
- На Помощников возлагаются обязанности благочинных тюремных храмов, расположенных в учреждениях уголовно-исполнительной системы в границах субъекта Российской Федерации, в котором действует соответствующий территориальный орган ФСИН России.
- Право отзыва священнослужителя, назначенного на должность Помощника, принадлежит главе митрополии или епархиальному архиерею епархии, не входящей в состав митрополии. Основаниями такого отзыва могут являться прошение священнослужителя, неудовлетворительная работа в должности Помощника, канонические прещения, иные основания, обусловенные внутрицерковной целесообразностью.
В тех случаях, когда при назначении на должность Помощника священнослужитель был переведен в клир епархии, возглавляемой главой митрополии, по освобождении от должности Помощника он может быть переведен в клир епархии, в которой состоял до назначения.
Поздравляю священство московского патриархата с новыми должностями, на изначально миссионерской территории!